Зорина Валентина Лазаревна (1940 - 2022)

Направление деятельности: Образование. Педагогическая наука

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор. Отличник народного просвещения.

Родилась 13 июля 1940 г. в с. Бородино Красноярского края, ушла из жизни 01 августа 2022 г. в Красноярске.

Имеет три высших образования: в 1962 г. окончила Красноярский сельскохозяйственный институт, в 1970 г. - Абаканский педагогический институт и в 1980 г. - Московский государственный заочный педагогический институт. В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Общая педагогика, история педагогики и образования» по теме "Способ диалектического обучения как средство оптимизации образовательного процесса в средней школе", а в 2003 г. ей присвоено ученое звание доцента. С 1979 г. она работает в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (зав. кабинетом биологии, старший преподаватель, зав. кафедрой содерждания образования и новых технологий, рук. лаборатории, центра).

Валентина Лазаревна является одним из авторов способа диалектического обучения, который признан Международным центром педагогического изобретательства (патент № 126 от 29.03.96 г.). Разработанный инструментарий стал основой еще одного ее педагогического изобретения - "Способа извлечения информации из читаемого текста", на которое в январе 2010 г. получено положительное заключение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентами товарным знакам РФ. Способ позволяет на качественно новом уровне сформировать у учащихся ключевые компетенции. На авторских курсах, проводимых Валентиной Лазаревной с 1986 г., прошли подготовку более 5 тысяч учителей, что привело к формированию в системе образования Восточной и Западной Сибири сети творческих групп педагогов. В 2006 г. педагоги, развивающие и реализующие Способ диалектического обучения, объединились в Красноярское региональное общественное движение "За Способом диалектического обучения - будущее!".

Результаты исследований В. Л. Зориной обобщены в монографиях "Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения" (2000), "Способ диалектического обучения: послевузовская подготовка преподавателя к реализации межпредметных связей" (2005), "Способ диалектического обучения: подготовка учителя к формированию у учащихся системных знаний" (2010). Всего ученым опубликовано около 100 научных и научно-методических работ, в том числе 3 перечисленные монографии, 34 учебно-методических пособия, 48 научных работ, из них 7 в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

О признании продуктивной научно-педагогической деятельности В. Л. Зориной свидетельствуют медаль "За трудовое отличие" и Почетный знак "Отличник народного просвещения". Решением Ученого совета института от 09.04.2010 г. кандидатура Валентины Лазаревны рекомендована к присвоению почетного звания "Заслуженный учитель РФ".

Концептуальные идеи способа диалектического обучения привели к возникновению научной школы Гончарука - Зориной, которая развивает и реализует идею диалектического подхода к учебному процессу. Под руководством В. Л. Зориной на основе теории и технологии способа диалектического обучения защищено три кандидатских диссертационных исследования.